Творчество / Фотогалерея / Наши песни / Критика

Дружина охраны природы Нижегородского университета, на главную страницу

Живое дыхание камней

...В пятницу, 16 ноября, наша немногочисленная команда из пяти человек во главе с единственным представителем мужского пола отправилась в Ичалковский бор покорять пещеры. Нас не пугало ни штормовое предупреждение, ни снегопад, ни пронизывающий ветер. Чтобы побывать в этом уникальном уголке нашей области, мы были готовы на любые испытания.
...В электричке по пути к Перевозскому мы отсыпались после трудной рабочей недели. В Арзамасе к нам присоединилась почти такая же компания. Остаток пути в электричке заняли знакомства с арзамасскими дружинниками, разговоры и песни под гитару. От Перевоза до долгожданных Ичалок нам предстояло пройти еще двадцать километров.
...Не сбиваясь с заданного темпа, мы шли по заснеженной дороге около трех часов. Иногда казалось, что она упирается прямо в небо. Изредка мимо проезжали запоздалые машины, их фары освещали дорогу, и снег вылетал из-под ног, казалось, солнечными брызгами… Вдали уже показались яркие огни, но никто не мог поверить в то, что мы дошли. Сомнения исчезли окончательно, когда на запорошенном щите мы прочли едва различимое название " Ичалковский бор".
...Договорившись с мастером леса, мы с комфортом поселились в домике лесника. Утром следующего дня наша компания пополнилась еще четырьмя ребятами, чему все были несказанно рады. Около десяти утра мы вышли на маршрут. С утра местность вокруг дома показалась совершенно другой. Внизу разлилась Пьяна, кое-где уже затянутая тонким льдом. Берега стояли белые от снега и блеском слепили глаза. Все вокруг застыло словно по мановению волшебной палочки, и лишь иногда одинокие снежинки слетали с ветвей на землю.
...В лесу сказка не закончилась: вершины сосен простирались в небо, могучие ели одели пушистые снежные рукавицы, а рядом стояли молодые елочки, напоминавшие детей, укутанных на зиму. Хотелось смотреть на эту красоту, не отрываясь, вдыхать по-зимнему свежий воздух, хрустеть морозным снегом и просто жить!
...Вскоре мы увидели первую пещеру "Холодную" ( Здесь температура даже летом не поднимается выше -2 ). Нельзя описать словами те чувства, которые переполняют тебя, когда впервые спускаешься в таинственную темноту. Оказывается, камни тоже живые, они хранят свои и наши тайны, не проверяя и не поверяя их никому. Пещера как бы согревает тебя своим дыханием. Вокруг спокойно и тихо; свой мир, отдаленный от мирской суеты, порой суровой и дикой. Именно здесь укрываются летучие мыши. Когда видишь это маленькое созданье, внушающее лишь умиротворение, становится странным, что многие люди боятся его, причисляя к силам зла.
...Здесь можно было очень долго исследовать разные уголки, но время как всегда безжалостно торопило. И мы двинулись дальше. Наиболее яркие впечатления остались у меня после встречи с пещерой, где раньше находилась келья старца. Спуск к ней был очень крутой. Ребятам не представляло особой сложности спуститься вниз, но для женской половины это было тяжело, и кто-то предложил использовать дюльферы. Я не могла упустить этот шанс. А дальше с моей стороны были крики о помощи, взывания к маме и нервный смех. Когда я все-таки оказалась внизу, руки и ноги дрожали, сердце выскакивало и хотелось кричать: "До чего ж хорошо".
...Здесь тоже было много интересного. Оказалось, что в этой пещере завалило озеро, которое было еще два года назад. В одном из углублений мы увидели старческую келью, огороженную и сверху, и с боков; свет едва проникал внутрь. Сразу представлялось, как возможно когда-то свет одинокой свечи плясал на стенах этой кельи, и в полумраке одинокий старец, стоя на коленях, читал молитвы. Следующая пещера "Безымянная". Когда мы спускались, чтобы ее посмотреть, нас предупредили: " Там есть озерцо, смотрите, не утоните". Странно, в темноте под ногами мы разглядели только камни. Но вдруг в свете фонарика, что-то блеснуло (неужели озеро). Присев, я рукой сначала нащупала лед, а под ним оказалась вода. Вот почему "не утоните", она настолько прозрачная, что озеро делается почти незаметным.
...На этом маршруте оставалась еще одна пещера "Теплая" (как говорят, в ней температура даже зимой не опускается ниже нуля). Несложный спуск и мы у входа. Внутри действительно было тепло. Уступки, щели, трещины; каждая пещера поражала своей стойкостью, силой, правильностью. Первый маршрут окончен (нам еще предстояло новое путешествие в Каменное урочище).
...Напоследок общий снимок: счастливые, слегка уставшие, но от этого еще более красивые, лица, а позади-то, к чему мы стремились и шли, не взирая на снег и холод, о чем много раз слышали, и что мечтали увидеть своими глазами.
...После недолгого отдыха в домике, мы снова отправились путь. На этот раз предстояло пройти чуть больше. Когда мы пришли на место, нам открылась странная картина, казалось, что в лесу вдруг выросли стены, высокие, с различными по величине расщелинами. Наша команда разделилась на группы, и мы заворожено принялись исследовать эти пещеры с множеством входов и выходов. Самое удивительное, что, не смотря на кромешную тьму и почти замкнутое пространство, абсолютно не было страшно. Наоборот, я чувствовала себя полностью защищенной от внешних опасностей…
...Но, как и все хорошее имеет свойство рано или поздно заканчиваться (хотя я в это не верю), наша поездка тоже подошла к концу. И как всегда грустно расставаться с новыми друзьями и теми приключениями, которые вместе пережили. Но никто из нас не забудет этой поездки; и нас снова потянет из мертвых каменных домов, где тусклый электрический свет и вечная борьба за существование, в пещеры, где тишина, гармония и живое дыхание камней.

Чеснокова Татьяна (ноябрь, 2001)