Акции
/ Борьба
с браконьерством / Научные
исследования / Экологическое
образование / Работа
с ООПТ / Пресс-служба |
Операция "Первоцвет": Экологическое образование
Методы работы в экологическом просвещении по операции "Первоцвет" на территории Нижегородской области по местным видам
...Ежегодно в России с 14 февраля объявляется операция "Первоцвет",
в это время уже цветут эндемики Кавказа и Украины, которые транспортируют в
Россию для продажи. Операция направлена на пресечение незаконного ввоза краснокнижных
видов на территорию России и их реализации.
...Но также существует проблема так называемых "местных видов", это в большинстве
виды занесенные в региональные Красные Книги. Цветы всегда имели большое эстетическое
значение для людей. В ходе урбанизации и отдаления человека от природы, у многих
городских жителей появилась потребность и спрос на общение с дикой природой,
одним из таких выходов стали дикорастущие растения, в частности "первоцветы".
По законам рыночной торговли - если есть спрос, то будет и предложение. Вот
и находятся люди пытающиеся заработать уничтожая живую природу.
...В частности в Нижегородской области в рамках экообразования и экопросвещения
проводилась и проводится просветительская работа с населением с разбитием на
возрастные группы, приоритетным считается группа школьников (7 - 17 лет). Так
как эта группа наиболее восприимчива и еще можно изменить их отношение к данной
проблеме. В ходе операции могут осуществляться следующие мероприятия:
1. Чтение лекций по проблеме в местах проведения досуга, для разных возрастных
групп (кинотеатрах, театрах и т.д.);
2. Чтение лекций по проблеме в учебных заведениях (школах, вузах, лицеях и т.д.);
3. Публикации в региональных печатных средствах массовой информации (СМИ) данной
проблемы с обоснованием; статей с предупреждением об административной ответственности
и т.д. Рассылка пресс-пакетов и пресс-релизов в СМИ;
4. Выступления в региональных электронных СМИ (телевиденье, интернет). Участие
в передачах по-священных общественной жизни города или направленных на дискуссию.
Интервьюирование по проблеме в прямом эфире. Привлечение государственных электронных
СМИ к проблеме в данном регионе; 5. Выступление на региональных радиостанциях
по данной проблеме в прямом эфире в разное эфирное время;
6. Распечатка и распространение среди населения тематических листовок и буклетов
призывающих отказаться от сбора и покупки "первоцветов", направленных на различные
группы населения (школьников, молодежи, пенсионеров и т.д.);
7. Распечатка и расклейка тематических листовок в общественном транспорте (в
электротранспорте, в автотранспорте, метро) призывающих отказаться от сбора
и покупки "первоцветов";
8. Издание методических пособий для преподавателей учебных заведений. В целях
проведения повы-шения экологического образования среди подрастающего поколения;
9. Проведение социологических исследований направленных на изучение отношения
населения к дан-ной проблеме с целью выявления наиболее действенных методик
просветительской работы для дальнейшего продолжения работы в данном направлении
и закрепления полученных результатов. Различные примеры по вышеуказанным пунктам
приведены в приложении.
Лекции по проблеме
Лекции по проблеме "первоцветов" готовятся на основе знаний о биологии видов находящихся в центре проблемы. Идет разъяснение того, что при сложившийся ситуации данный вид может исчезнуть через определенный промежуток времени (время зависит от темпов уничтожения вида в данном регионе). Основными направлениями на пути решения проблемы стоят воздействие на сознание человека в рамках культурных ценностей и осознание самого себя (человека), как единого целого с природой. Постановка проблемы - если исчезнет один вид, то может исчезнуть и другой, этим видом может ока-заться человек. Лекции читаются в кинотеатрах перед сеансами кинофильмов, желательно перед фильмом как-либо связанным с природой, при этом используется дополнительный материал - фотографии, рисунки, плакаты. Иногда предварительно договорившись администрацией кинотеатра можно устроить показ слайдов, это имеет более ощутимый результат и воспринимается более адекватно зрителями. Лекции в театрах также надо приурочить к показу спектаклей связанных с природой, к примеру "Аленький цветочек". Лекции в школах читаются на уроках биологии и экологии среди различных возрастных групп (младшие (1-4), средние(5-8), старшие классы(9-11)). Учитывая детскую психологию лекции строятся по разному принципу.
Экопросвещение через печатные и электронные СМИ
Компанию по экологическому просвещению в СМИ можно проводить в несколько этапов, перед появлением и цветением "первоцветов", во время цветения и после. В зависимости от климатических условий, в которых находится регион. Время цветения "первоцветов" колеблется. Зная сроки, когда появляются "первоцветы", можно подготовить пресс-пакеты и пресс-релизы, статьи, заметки и т.д. и отправить в СМИ для публикации. Пересылку можно осуществлять по факсу, e-mail, почте и другими путями (курьером). Статьи и пресс-релизы нужно подготовить преждевременно, так как журналисты могут нагрянуть в любой момент. Статьи и пресс-релизы должны содержать максимум информации по данной теме и включать в себя проблему, виды запрещенные для сбора, законодательство предусматривающие ответственность за сбор и продажу и другую пояснительную информацию. Такие статьи должны публиковаться до акции. Во время акции статьи для СМИ должны содержать информацию о нарушителях и задержанных, об административных мерах предпринятых против них. Обязательно надо опубликовать их имена фамилии. Также о количестве изъятых "первоцветов" и о их судьбе сославшись на то, что эти цветы уже не смогут продолжить свою жизнь и радовать глаз окружающих людей, так как человек сорвавший их - их УБИЛ. Так как в сорванном состоянии они вянут быстро и толку от них теперь нет… После акции статьи обязательно должны содержать итоги и статистику по изъятым "первоцветам", составленным протоколам и т.д. Информационная работа с телевиденьем и радио зависит от проводимых мероприятий. Их при-влечение, как и привлечение печатных СМИ осуществляется приглашением на конкретные акции и со-бытия.
Распечатка листовок, буклетов и их распространение и расклейка в транспорте. Издание методических пособий для преподавателей.
Распечатка листовок и буклетов предвещает начало акции. Листовки заблаговременно расклеи-ваются в местах торговли "первоцветами". Буклеты раздаются во время проведения других мероприятий посвященных данной проблеме или во время проведения оперативной работы по пресечению незаконной продажи или сбора "первоцветов". Листовки должны быть направлены на разные возрастные группы. Надписи должны быть лаконичными и запоминающимися. Расклейка в общественном транспорте листовок происходит после согласования с администрацией автотранспортного предприятия. Сам процесс расклейки происходит на конечных пунктах транспорта, листовки наклеиваются клейкой лентой, так что бы можно было после проведения убрать листовку.
Социологические методы исследования проблемы. Анкетирование.
Опросы населения служат источником информации по данной проблеме. Опросы проводятся несколькими способами - опросы на улице, анкетирование через СМИ.
А.Герасин
_____________________________________________